Философия айкидо Добродетели Айкидо
Добродетели, или моральные качества в философии Айкидо, как воинского искусства.
Добродетели, которые Морихэй Уэсиба в Философии Айкидо считал основные.
В восточном единоборстве Айкидо Морихэй Уэсиба отметил четыре добродетели:
- Первая добродетель, это Добродетель храбрости;
- Вторая добродетель, это Добродетель мудрости;
- Третья добродетель, Добродетель любви к ближнему;
- Четвертая добродетель, Добродетель сочувствия.
Добродетель храбрости.
Добродетель храбрости предписывает в себе:
- в первую очередь храбрая самоотдача;
- смелое действие в различных ситуациях;
- доблестная жизнь в полной гармонии с природой;
- твердость характера;
- и конечно же тренировка своей силы воли;
- жертвовать когда необходимо самим собой;
- допускать какие либо ошибки, и полностью за них отвечать;
Благородно и смело смотреть в лицо неудачам, каким либо вызовам которые нам может принести жизнь в различных ситуациях.
Эта добродетель сама по себе порождает силу воли в человеке и решительные действия, решительное усилие в любой жизненной ситуации.
На практике, чтобы овладеть каким либо искусством нужно полностью отдать себя этому искусству.
Морихэй Уэсиба очень часто высказывал такую фразу:
"Победа, к которой мы стремимся в искусстве Айкидо в том, чтобы преодолеть все вызовы которые приносит нам жизнь и сражаться до конца, достигая своих целей. В искусстве Айкидо мы никогда не нападаем первыми".
"Если наносить удар первым, для того чтобы получить какое либо преимущество перед соперником, доказывает то, что ваша практика и обучение было недостаточным, и тот кто нанес удар первым был уже побежден."
Другой аспект в искусстве Айкидо и Будо, это бесстрашие. Многие мастера Будо очень часто говорили о даре бесстрашия, так как они считали, что это качество происходит от всеобъемлющего знания и разрушения всех иллюзий.
Разрушая иллюзии удаления всех сомнений и истинного и полного понимания природы, чувства боли и бесстрашия смерти, так как смерть является самым последним врагом на пути Воина.
Дар бесстрашия является даром уверенности в себе, смелость, отвагу и гармонию с природой.
"Тот, кто полностью пробужден, не знает страха".
Добродетель мудрости.
Добродетель мудрости развивает качество такое как любовь к объектам и идеям.
В восточной философии часто поощрялось понимание Вселенной, небес, земли, так как изучая старинные писания и читая множество книг, путешествуя и познавая новые места, открывая для себя всегда что то новое мы постоянно учимся не прекращая никогда учиться. Когда мы учимся мы постоянно создаем что то новое.
Что такое объекты для любви?
Это любовь ко всем людям без исключения, в своем искусстве он трактовал любовь к людям.
"В истинном Будо нет врагов. Истинное Будо - это проявление любви"
Истинный воин не должен разрушать и убивать. Истинный воин должен постоянно создавать и способствовать жизни себе и другим.
Любовь, это то, что действительно может нас защитить, так как без любви ничто не может быть в гармонии и процветать. Истинная любовь к ближние рождает душевное тепло и свет который будет поддерживать Вселенную, наш Мир. Не будет любви, тогда придет конец нашего Мира, а саму любовь к примеру к идеям, возрождению чего то либо, можно так охарактеризовать, как "любовь к мудрости".
Морихэй Уэсиба определял окружающих людей которые любят ближнего и ищут мудрость, рассматривающих красоту, порядок, и истинные поиски целей того что вокруг нас происходит. Непрерывно ищущих ту середину гармонии, золотую связывающую нить нашего быта и сущности объединяющей все в единое целое.
Когда сэнсэя Морихэя Уэсибу спрашивали его ученики и окружающие его люди, то он отвечал так:
"А Вы мудрый", он тогда отвечал: "Нет я не мудрый, но я - любитель мудрости"
Добродетель любви.
Добродетель любви сама по себе вытекает из любви к мудрости, которая заключается в постоянном получении знаний.
Многие мастера Буддо, так же как и все восточные мастера боевых искусств поощряли своих учеников развивать свои знания.
Морихэй Уэсиба как основатель Айкидо всегда говорил своим ученикам не прекращайте никогда познавать новые знания, так как:
"Вселенная - наш великий учитель. Посмотрите, как река прокладывает свой путь через горную долину, плавно изменяя себя, когда она
течет по камням и вокруг скал"
Мудрость заключается в летописях и книгах, и человечество может создать новые техники. Учитесь и тренируйтесь говорил Уэсиба, а затем размышляйте над своим продвижением.
Айкидо как воинское искусство, так и искусство очень глубокого изучения и высочайшего знания. Высшая ступень в получении знаний, для искусства Айкидо, это постоянное получение различных знаний, их расширение и уточнение собственного сознания.
Как и философия Айкидо созданная Морихэем Уэсиба предписывает своим последователем этого боевого искусства во всем искать самую глубокую причину.
Никогда не торопиться отрицать, а спрашивать себя "А почему именно так, а не подругому".
Так же во всем искать самые тонкие градации качества и не потерять из виду целое.
"Если в чем вчера ты различал два-три качества, завтра увидишь массу новых для себя тонкостей. Нет мелочей – есть только
подробности"
При этом стоит помнить то, что каждого человека личная точка зрения всегда может грешить своей определенной ограниченностью, своей субъективностью, в связи с этим стоит всегда стремиться на все смотреть с наиболее высокой точки зрения, к примеру как бы со стороны, Самой подходящей для таких целей точкой зрения по мнению сэн-сея Морихэя Уэсибы будет точка зрения учителя, так как в этом случае поднимается и своя точка отсчета, и можно избежать очень многих ошибок ограниченности сознания.
Добродетель сочувствия.
Добродетель сочувствия во многом может считаться как социальная сторона искусства Айкидо.
Философия Айкидо не должна существовать в вакууме и люди себя должны спрашивать:
"Как наши действия сказываются на мире в целом и на других людях в особенности"
Если к примеру философия Айкидо не будет применяться к:
- Человеческим отношениям гармоничным способом;
- Экономике;
- Экологии;
- Земным ценностям;
- Политике;
- Философии боя;
- Воинской доблести;
- Соединению тела и духа;
То само понимание философии Айкидо будет иметь очень малую ценность.
Сенсэй Морихэй Уэсиба много говорил и писал о том, что:
"Прежде всего, Вы должны привести в порядок свою собственную жизнь. Затем Вы должны узнать, как сохранить идеальные взаимоотношения в собственной семье. После этого, Вы должны стремиться улучшить условия в своей стране и, наконец, жить в гармонии с миром в целом"
Морихэй Уэсиба был не только основоположником Айкидо как искусства и выдающимся мастером многих боевых искусств на которые он потратил всю свою жизнь, но и постоянно размышлял о философии.
В основоположности Айкидо он чтил прежде всего философию и посвятил себя полностью духовному поиску. Он много читал лекции по философии своим ученикам и постоянно делился своим опытом в философии и мыслями со всеми окружающими, всем тем которые приходили к нему за мудрым советом.
В учении и философии Айкидо все четыре добродетели, а именно:
- Добродетель храбрости;
- Добродетель мудрости;
- Добродетель любви к ближнему;
- Добродетель сочувствия.
Эти добродетели смогут помочь нам самим, последователям Айкидо и ближним к нам людям разобраться с четырьмя вызовами такими как:
- Старость;
- Различного рода болезни;
- Смерть;
- Разлука с ближними которых любят.
Морихэй Уэсиба по поводу добродетелей сказал:
"Жизнь не совершенна, она не справедлива, и все мы страдаем от старения, заболеваний, умирания и, хуже всего, от потери любимых.
Жизнь - это всегда испытание, и все мы подвластны колесу фортуны: вечный круговорот удач и неудач,
процветания и бедности, здоровья и болезни, стабильности и перемен.
Поощряя нас быть храбрее, мудрее, более любящими и более чуткими, философия айкидо оснащает
нас средствами встретить болезненные и пугающие вызовы"
"Каждый день человеческой жизни содержит радость и гнев, боль и удовольствие, темноту и свет, рост и распад.
Каждый момент оставляет неизгладимый след в соответствии с великим замыслом природы.
Не отрицайте и не выступайте против космического порядка вещей.
Радостно с нетерпением ждите каждого дня и примите все, что бы он ни принес"